Sergei Novikov ([info]novikov) wrote,

Логотип Сочи 2014


У меня этот знак вызывает несколько вопросов и рождает весьма противоречивые ощущения.
Поскольку я считаю брендинг своей основной профессией, а также в виду того, что я сравнительно недавно работал в компании Интербренд (которая по мнению СМИ разработала этот знак), позволю себе озвучить эти вопросы и бегло проанализировать логотип.
Собственно я вижу 4 основных аспекта, в которых можно этот знак рассматривать и основных вопросов у меня, соответственно, тоже 4:

1. Идеологический аспект.
Вопрос: В чём заключается "идея бренда"?

Внутри компании Интербренд существует устоявшаяся идеология и методика подхода к разработке бренда. (Эта методика представляется мне на данный момент наиболее прогрессивной и эффективной. Я сам до сих пор применяю её в своей работе)
В основе этой методики лежит понятие "идея бренда". Работа над созданием бренда начинается с осмысления того, что мы хотим сказать аудитории, какие чувства и мысли донести.
Графическая часть, а также все остальные составляющие бренда (цвета, типографика, стилевые графические решения, стилистика коммуникации и т.д.) являются лишь проводниками этой идеи.
Сначала всегда разрабатывается ИДЕЯ, а от неё уже произрастает всё остальное.
Так вот, никакой идеи я в данном знаке не вижу!
На мой посторонний взгляд, базовыми качествами (идеями) бренда олимпиады в Сочи могли бы быть "русскость" и "современность", а также их сочетания.
Но я не нахожу тут ничего русского (кроме домена, о котором ниже) и ничего современного, включая приёмы реализации.
Это просто некое композиционно-шрифтовое решение... Стилистически относящееся скорее к 1990-м годам, нежели к современности.

2. Креативный аспект.
Вопрос: Уместен ли подобный креатив?

Креатив знака построен на графической "рифме" букв в слове СОЧИ и цифр 2014 года. Есть такой креатив...
Но он уместен скорее в потребительских брендах и случаях, когда рифма "сильнее"... Ну типа классического Ньюмана:

Такой приём позволяет оригинально подать некое имя и способствует его запоминанию...
Но олимпиаде это не нужно! Знак олимпиады должен создавать некий образ. Образа нет.
Это как игра слов но без смысла...

3. Графический аспект.
Вопрос: Почему знак настолько сырой и недоработанный?

C графической точки зрения, логотип крайне некачественный, "сырой".
Такие ощущения вызывает буквально любая деталь: ширина косых штрихов в S и 2, не соответствующая всем остальным штрихам, зрительно неравные промежутки между символами, совершенно другой графический ритм у "приставки" .RU, непонятное соотношение толщин олимпийских колец со всем остальным -- логотип буквально разваливается на части. Сама конструкция и форма букв, построенных "по клеточкам", несовременна и суха.
С другой стороны, я знаю, что к проектам подобного уровня Интербренд привлекает по несколько офисов. Если заказом занимался московский офис, например, то к разработке наверняка были привлечены дизайнеры из Цюриха, Мюнхена, Кёльна и Парижа... Как минимум.
А там сидят очень сильные и профессиональные дизайнеры! Они просто не могли бы так нарисовать, мне кажется...

4. Пи-Ар аспект.
Вопрос: где домен sochi.ru?

Ещё одной сильной стороной Интербренда является крайне серьёзный подход к этапу запуска бренда. Это крайне важный момент и он зачастую становится определяющим в судьбе бренда.
В данном же случае запуск как-то скомкан...
Одной из основных версий восприятия логотипа является популяризация домена олимпиады -- sochi.ru. Но такой домен не работает!
Вернее, он перенаправляет посетителя на sochi2014.com
А там -- старый дизайн города-кандидата на олимпиаду, последняя новость от 11 ноября и прочее запустение...
Это не похоже на запуск бренда (с доменом sochi2014.ru ситуация аналогична).
Т.е. если мы пиарим домен, то почему не используем?
Если домен не пиарим, то зачем это странное ".RU" в логотипе???

Update: Домен sochi20014.ru заработал утром и там сейчас идёт трансляция пресс-конференции. Sochi.ru теперь форвардится на этот домен.

Выводы:
У меня складывается такое впечатление, что логотип разрабатывал не Интербренд. Хотя зачем врать источникам и приписывать разработку не тому агентству -- я не понимаю.
Возможно, ИБ разрабатывал лого, но заказчик принял "проходной-запасной" вариант и сказал "доделать за неделю". Это очень возможно и соответствует моему представлению о заказчиках знака. (Российский бюрократ -- самый сложный в мире заказчик. Хуже греческих "шубных" тур-операторов и колумбийских наркобаронов. Сложнее работать только с профсоюзом кули из какого-нибудь индийского райцентра).
В целом знак сырой, весьма старомодный и главное -- безыдейный!
Но он будет нормально работать на печатной продукции и сувенирке. А если ещё на обложке буклета залить толстенькие буквы фото-изображениями... Мммм... Тогда вообще красота получится )))

P.S. Кстати, на сайте Интербренда тоже пока ни слова о том, что они разаботали бренд очередной олимпиады. Странно! Не успели новость повесить?
P.P.S. Поскольку ни в одном официальном источнике знак не фигурирует, я использовал для анализа то изображение, что нашёл в ЖЖ юзера [info]kuteev. Возможно, официальный знак и отличается графически.
P.P.P.S. "Идея бренда" может быть воплощена в любой сущности, совсем не только в знаке-логотипе. Возможно, она всплывёт позднее в стиле олимпиады, например. Кто знает... Пока же рассматриваем то, что есть.
P.P.P.P.S. В Газете.Ру обещают сегодня опубликовать интервью с Мишей Губергрицем на тему логотипа олимпиады. Миша до меня работал в Интербренде (на том же месте), а сейчас является креативном директором BBDO Branding. Интересно, что он скажет. Интервью тут: http://lenta.ru/conf/logo/
P.P.P.P.P.S. Сайт sochi2014.ru заработал!
P.P.P.P.P.P.S. На конференции сказали, что разрабатывал Интербренд. Но представителей компании я на прессухе не вижу.
P.P.P.P.P.P.P.S. Ага, увидел интербрендовцев на прессконференции. Причём, кажется приехал даже главный глобальный директор Джез Фрэмптон. Значит это ИБ разрабатывал... Я разочарован.
Tags: branding, design, i say

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 71 comments
Previous
← Ctrl← Alt
  • 1
  • 2
Next
Ctrl →Alt →

[info]tyring

December 1 2009, 06:40:41 UTC 2 years ago

Да уж, что-то этот логотипчик разочаровал. Как обычный серый обыватель, соглашусь, что русская тема была очень ожидаема... может, это действительно проходной вариант? Или какие-нить энтузиасты схалтурили по-быстрому, кинули образчик на мыльце, а на том конце знали, что им Интербренд должны были сдать логотип, вот и решили, что он уже готов... кто знает.

[info]novikov

December 1 2009, 06:45:49 UTC 2 years ago

нет, так не бывает )))
и на "мыльце" никто логотип такого уровня не скидывает )
проводятся презентации для руководства. поэтапно. несколько штук...
все взаимоотношения и принятия решений закрепляются в протоколах.
там всё серьёзно.

[info]tyring

2 years ago

[info]novikov

2 years ago

Deleted comment

[info]novikov

December 1 2009, 06:48:19 UTC 2 years ago

ну то ли они только что обновили, то ли я не туда посмотрел... не знаю ))
но стиль и знак там старые висят -- это главное.

[info]sotonishko

December 1 2009, 06:53:23 UTC 2 years ago

мдя.... я разочарована. если цифры-буквы еще как-то можно пропуститть, но олимпийские кольца совсем не в тему тут...

[info]kopyto

December 1 2009, 07:31:33 UTC 2 years ago

интербренд разрабатывал
только у вас странный вариант висит - у них там вроде внутри букв предполагались некие графические паттерны на основе русских народных узоров
не могу сказать, что это сильно спасало, но все же как-то позатейливее

[info]novikov

December 1 2009, 07:54:16 UTC 2 years ago

ну я какой вариант нашёл, тот и повесил. никакого другого не видел.
в репортажах Норвежского и Другого с презентации -- тоже без узоров или хохломы, такой же.

[info]asyas

December 1 2009, 07:58:12 UTC 2 years ago

Приятно, что вы с профессиональной точки зрения рассуждаете. потому как большинство людей, которые ничего не понимают в брендинге, считают своим правом рассуждать так, будто они истина в последней инстанции. и не просто рассуждать, а именно обсирать.
а еше мне кажется это чисто русская тема-как же, кто-то заработал миллион на этом, а мне ничего не досталось!! да я бы лучше сделал итп.
кстати, официальная презентация сегодня (вернее, веб-трансляция пресс-конференции) в 11.00 на сайте www.sochi2014.ru

[info]avf

December 1 2009, 08:09:00 UTC 2 years ago

Спасибо за пост! Очень интересно. Еще хочу обратить ваше внимание на пиратскую фотку логотипа, которую опубликовали "Ведомости": http://www.vedomosti.ru/newspaper/article/2009/11/25/219770
Смотрите, тут и 2014 выравнены влево (2 зеркально под s) и шрифт другой. Боюсь, что до нынешнего состояния логотип довели другие дизайнеры.
И в статье этой, посмотрите, говорится о цветовом решении: "Цвет надписи (основной выкрашен в триколор) будет варьироваться, чтобы спонсоры Игр могли использовать свои корпоративные цвета". Думаю, что логотип можно было отрендерить гораздо красивее, мне совершенно непонятно почему его первоначально сделали таким уныло-синим.

[info]oxoma

December 1 2009, 08:28:25 UTC 2 years ago

спасибо, с удовольствием прочитал. А то ощущение, что что-то не так есть, а вот объяснить что именно получилось только после прочтения

[info]darkcyan

December 1 2009, 09:23:59 UTC 2 years ago

Я лично очень долго пытался понять, что за словосочетание sochi zoiy, пока не понял, что это не zoiy, 2014.

[info]alexv

December 1 2009, 09:34:23 UTC 2 years ago

Мы тут у себя уже спорили, думали и пришли к выводу, что этот лого очень хорошо отражает то, как у нас в стране сейчас ведутся почти все дела. Во главу угла ставится циничный бизнес. Сносят дома 19-го века и строят офисные центры или торговые центры, ну т.д.

Если вдуматься, то Олимпиада по большому счету - это ведь такой огромный, всемирный праздник и логотип ее по идее должен создавать настроение праздника. Это помимо всяких идей и прочего, но в первую очередь должен нести настроение.

Так вот, у этого логотипа нет никакого настроения праздника. У лисьих хвостов очень было все празднично, а вот здесь нет и все.

По-моему, здесь бизнес-идея победила идею праздника.
С точки зрения бизнеса надо культивировать именно сочи.ру, потому что олимпиада пройдет, а вбуханные туда миллиарды останутся. Их надо отбивать. Эту задачу поставило государство. Надо туда привлекать спортивных туристов, надо отбивать на аренде катков и прочих сооружений все вложения. Инфраструктура там будет сумасшедшая и будет глупо, если все это встанет после олимпиады. Как один из инструментов по привлечению людей к бренду Сочи - это вполне действенный инструмент, т.к. на каждом спортсмене, в каждой трансляции - везде, где только можно, будет мелькать конструкция сочи.ру. Для самого Сочи - очень полезно. Бизнес победил праздник. В общем и целом, печальные ощущения. Но сам логотип будет работать на город Сочи больше, чем на Олимпиаду в 2014 году.

И вот еще криволапость и дурындость наша родная осталась. Во всяком случае это выглядит со стороны криволапостью и дурындостью. Почему в этом случае не сделать живым сам сайт сочи.ру - не очень понятно. Пусть бы были тогда сочи.ру и сочи2014.ру. Вполне может быть там есть какие-то нормативные ограничения, которые чисто бюрократически препятствуют иметь олимпийский сайт сочи.ру одновременно с сочи2014.ру. Я не знаю.

[info]smell_of_ginger

December 1 2009, 10:01:38 UTC 2 years ago

мое мнение - это мега ужасно. Особенно 2014 повергает в шок.

Anonymous

December 1 2009, 10:18:29 UTC 2 years ago

«1 декабря 2009 года навсегда останется в памяти людей, - с привычным пафосом обратился Дмитрий Чернышенко. - Он войдет в историю России и мирового олимпийского движения как день триумфа российского воображения и инноваций. День, когда «Сочи-2014» покорилась еще одна вершина, и мы вошли в новую эру развития олимпийских информационных технологий. Сегодня мир впервые увидел новую эмблему Олимпийских игр 2014 года в Сочи. Сегодня наследие и традиции прошлого вступили в диалог с надеждами нового поколения. Бренд «Сочи-2014» олицетворяет собой инновации Игр в Сочи и тем самым подчеркивает наше послание: «Мы проведем Игры, которые определят будущее!» Наш брэнд приглашает каждого стать частью Игр в Сочи посредством высоких технологий. Эмблема sochi2014.ru означает, что каждый сможет следить за ходом подготовки к Играм в реальном времени, где бы он ни находился. Sochi2014.ru станет инструментом, который в интерактивной среде объединит самые разные организации и аудитории: МОК, международные спортивные федерации, национальные олимпийские комитеты, оргкомитеты Олимпийских и Паралимпийских Игр, партнеров, журналистов, спортсменов, болельщиков».

Мне тошно было это читать, но стало еще хуже когда я увидел сам логотип.

[info]nickteplov

December 1 2009, 10:37:33 UTC 2 years ago

даже не ясно, как это читать:
по правилам русского языка - sochi.ru 2014 ooooo
по иерархии раскраски - sochi2014.ru ooooo
(напоминает многочисленные примеры доморощенного дизайна из идиотеки(с), когда в написании пытаются использовать одну и ту же общую букву в разных словах, и их надо читать как кроссворд)
по кернингу и виду знаков - s o chi. ru z oiy ooooo - отличное сообщение!

ps
кто опознает, что это за вспухшая гарнитура, где 2 не отличить от z ?)

[info]olialia

December 1 2009, 12:40:02 UTC 2 years ago

А мне кажется, что это гораздо круче, чем "new ugly",
Ultimate ugly, я бы сказала, без заигрывания с dirt style.



[info]schernyshev

December 1 2009, 15:29:42 UTC 2 years ago

Не знаю староват ли или неправильно сделана рифма sochi 2014 - тут мне остается только верить тебе, но кольца и .ru к нему приделывали по быстрому и непрофессионально. Даже я это вижу.

[info]e_g

December 1 2009, 18:27:50 UTC 2 years ago

Толковый анализ. Спасибо, Сергей. Теперь я знаю, что на самом деле "Зою" латининицей - это год!

[info]winnie_vega

December 1 2009, 19:15:20 UTC 2 years ago

Я не профи. Но полностью согласен, что логотип - барахло. Даже стыдно.

[info]sergeysharm

December 1 2009, 20:42:19 UTC 2 years ago

Все это напоминает нашу русскую боль- автомобиль ЖИГУЛИ...
Так же нелепо и не понятно ЗАЧЕМ....

[info]real_helgon

December 2 2009, 15:47:05 UTC 2 years ago

Понимаете, у совка был свой стиль. Настоящий, на основе культурных ценностей. Стиль гордой и рациональной бедности. К примеру, джуджаровская 8-ка (ваз 2108), на мой вкус, абсолютно самый красивый автомобиль 80-х в своём классе, я уж про Ниву не говорю. Они воплощение лучшей стороны советскости -- её идеалогии и самобытной формальной культуры.

[info]novikov

2 years ago

[info]kagarov

December 1 2009, 20:45:44 UTC 2 years ago

честно говоря, не знаю, что писать. хотел мише тоже вопрос задать, все же это мой студент, и дипломом он выбрал стиль для олимпиады в москве... жалко только, как обычно, что "открытый конкурс" был таким, что никто про него не узнал

[info]allvesel

December 2 2009, 00:08:47 UTC 2 years ago

3. Графический аспект.
Откровенная халтура. Не вдаваясь в идейно-маркетинговую часть. Просто с точки зрения природы восприятия и формальных графических правил.
Ну ничего, попривыкнем...

[info]real_helgon

December 2 2009, 15:37:22 UTC 2 years ago

А можно эти "формальные графические правила" огласить? Хотя, подозреваю, что их будет с избытком. Ну хотя бы несколько наиболее важных на ваш взгляд. Про природу восприятия и спрашивать боюсь.

[info]allvesel

2 years ago

[info]allvesel

2 years ago

[info]zbyshek

2 years ago

[info]allvesel

2 years ago

[info]zbyshek

2 years ago

[info]allvesel

2 years ago

[info]zbyshek

2 years ago

[info]peopletoo

December 2 2009, 08:59:12 UTC 2 years ago

Сочи

[info]mosyakin

December 2 2009, 11:07:55 UTC 2 years ago

Тааак, для партнерской странички сайта логотип сделали.
А где логотип для фестиваля? Я вас спрашиваю?!

[info]novikov

December 2 2009, 11:15:00 UTC 2 years ago

вы о чём?

[info]mosyakin

2 years ago

[info]sergeserov

December 2 2009, 12:23:21 UTC 2 years ago

http://sergeserov.livejournal.com/40185.html

Беда в том, что по сравнению с нашим паспортом, новорусской геральдикой, надписью "Россия" на борту президентского самолета и т.п. образцами общенационального визуального позора, ребрендинг РЖД, новая форма сборной по футболу или этот вот олимпийский логотип – шедевры дизайнерского профессионализма. Тут тебе и модульная сетка, и знаковость, и какое-то визуальное остроумие...

Но от этого становится еще хуже. Когда дизайнерские средства служат антидизайнерским целям... нет, на уровне целеполагания никто сознательно антигуманные цели не ставит (как бы это научиться зачеркивать слова в ЖЖ). Просто дизайн делает явным тайное – человеконенавистническое мировоззрение заказчика. Агрессивность (особенно в лого РЖД), национальную спесь (особенно в форме футболистов - из-за нее и проиграли), или вот идеологию вместо визуальной радости.

Взаимозаменяемость цифр и букв – нормальная дизайнерская идея. Эркен Кагаров нашел ее для себя накануне 1994 года:



И потом (а может и раньше) она была использована в каких-то зарубежных проектах, натыкался не раз.

Но как умудриться превратить дизайн в его противоположность? Я думаю, проблема не столько на эстетическом, сколько на этическом уровне.

[info]novikov

December 2 2009, 13:06:38 UTC 2 years ago

Re: http://sergeserov.livejournal.com/40185.html

Сергей Иванович, чтобы зачёркивать слова надо ставить их в тэг "strike" <s>зачёркиваемое слово</s> -- получается вот так: зачёркиваемое слово.
А поясните мне, пожалуйста, почему этот дизайн -- "его противоположность" и где тут идеология? Я, признаться, не вижу идеологии как раз.

[info]sergeserov

2 years ago

[info]novikov

2 years ago

[info]real_helgon

December 2 2009, 15:31:50 UTC 2 years ago

На мой взгляд, как раз идея предельно прозрачна. Сочи совершенно неизвестное для мировой массовой публики место и слово. Нужно, чтоб оно зазвучало. Более того, в образ умудрились впихнуть и преимущественную технологию этого "озвучивания" -- интернет.
Образ на грани графичности и содержания. В подобной композиции ритм шрифтового оформления бессмысленно пытаться выверять притивной геометрией. Оптически всё очень ровно и без явных изъянов.
Хороший знак. Без клюквы.

[info]novikov

December 2 2009, 17:43:20 UTC 2 years ago

1. это "идея" на уровне тех.задания, а не образа. она не рождает у зрителя эмоций, отношения. решает только политические, но не выразительные задачи.

2. по поводу "бессмысленно геометрией" вы абсолютно правы. только вот в обсуждаемом знаке межбуквенные пробелы геометрически равны! а визуально -- как раз крайне несбалансированны.
разве вы не видите, что S O C и 2 0 1 за счёт округлых букв-цифр разваливаются, а СHI и 12 наоборот -- слипаются? это явные изъяны и о них успели высказаться уже все, кто потрудился посмотреть внимательно на обсуждаемый логотип.

[info]novikov

2 years ago

[info]r_brain

2 years ago

[info]shoora_vatman

December 2 2009, 18:19:28 UTC 2 years ago

Калёным железом изобразить лого на лбу у каждого причастного

[info]od_inspire

December 2 2009, 18:56:18 UTC 2 years ago

Лого обсуждать бессмысленно. Если верить оффсайту — стиль построен по принципу систем визуальной идентификации и главным опознавательным признаком является не знак, система частиц — треугольничков-кристалликов снега.

http://community.livejournal.com/ru_new_identity/26447.html
Previous
← Ctrl← Alt
  • 1
  • 2
Next
Ctrl →Alt →
Create an Account
Forgot your login or password?
Facebook Twitter More login options
English • Español • Deutsch • Русский…